b_a_n_s_h_e_e (b_a_n_s_h_e_e) wrote,
b_a_n_s_h_e_e
b_a_n_s_h_e_e

Свадебное платье... только для свадьбы?

На прошлой неделе  anna_warvick  как обычно выложила замечательную статью, про свадьбы и подвенечные платья. Много картинок и интереснейшей информации. Статья вот здесь http://anna-warvick.livejournal.com/65812.html#cutid1

Я тоже решила выпендриться и написать про подвенечные платья. Вернее, про те случаи, когда подвенечные платья не связаны со свадьбой как таковой. А такие случаи тоже имеются.

Итак...

1. Первое Причастие

В 19м веке для католиков первое причастие соперничало с днем свадьбе по значимости в жизни, потому что первое причастие - это ничто иное как таинство, принимаемое перед всей общиной. Как и свадьба, это событие было прославлением любви - правда, скорее Божественной чем земной. Первому причастию предшествовали уроки катехизма, ретреты, молитвы. Этот день был окутан таиной и ожиданием. Например, вот так описывает первое причастие своей сестры Св. Тереза Младенца Иисуса (Тереза Мартен) в книге "История одной души" (http://afield.org.ua/ist/tereza.html)

Мне было только семь лет, и я еще не ходила в монастырь, но тем не менее сохранила в своем сердце трогательные воспоминания о том, как вы, дорогая матушка, готовили Селину [сестру Терезы]. Каждый вечер вы сажали ее на колени и говорили о предстоящем великом событии. Мне тоже хотелось подготовиться, и я с жадностью слушала, но довольно часто вы просили меня выйти, так как я была еще слишком мала. Тогда сердце мое сжималось, и я думала, что четыре года – не очень-то много, чтобы подготовиться к принятию Господа Бога...

(...)  День первого Причастия Селины произвел впечатление, похожее на то, которое я испытала в день своего первого Причастия. Проснувшись утром совершенно одна в огромной постели, я почувствовала себя переполненной радостью. «Это сегодня! Великий день наступил...», – не переставая, повторяла я. Мне казалось, что это я буду сегодня впервые причащаться. Думаю, что в этот, один из самых прекрасных дней моей жизни я тоже удостоилась великой благодати...



Jules Octave Triquet, Solemn Communion.


В 19м веке обряд первого причастия проходил, когда ребенку было лет 12-13. Эта традиция тянулась с 13го века, с постанавления Латеранского Собора. Он утвердил что ребенок может причащатся лишь когда он сможет отличать добро от зла, и хлеб Евхаристии от обычного хлеба. Иными словами, когда он станет разумным. Дебаты о возрасте причастников длились на протяжении многих веков и достигли кульминации в 1910 году. Тогда Папа Пий X постановил, что дети могут причащатся когда усвоят основы религии - т.е. в 7 лет. У этого решения были две причины, одна из которых напрямую связана со свадебными платьями.

Во-первых, считалось что раннее причастие сможет эффективней оградить душу ребенка от зла. Иными словами, причастие это не награда, а лекарство для христианина. И чем раньше начнешь его принимать, тем лучше.

Вторая же причина связана с тем, что Церкавь была недовольна материализмом, окружавшим это таинство. Дело в том, что первое причастие давало родителям возможность пустить всему миру пыль в глаза. В 19м веке оно чуть было не превратилось из таинства в обычные посиделки, с роскошными нарядами и горами подарков. Для первого причастия детей наряжали торжественно - девочек в свадебные платья, мальчиков в костюмы с белой повязкой на руке. Родителям тоже советовали надевать новые платья, поэтому для матери семейство первое причастие ее отпрыска было не только событием с религиозным значением, но и поводом вытрясти их мужа деньги на новое платье. У портных были готовы расценки для всех слоев населения. Так в конце 19го века во Франции платья для первого причастия стоили от 4х франков до 130. Сравнение с современными выпускными вечерами напрашивается само собой.


Девочка в свадебном платье, мальчик в костюме с белой повязкой. (http://www.basquemuseum.com )


Подарками юные причастники были просто завалены, хотя это опять же зависило от благосостояния семьи. Лишь посторонние дарили детям что-нибудь связанное с религией - например, четки или требник. Родители и близкие друзья несли подарки как на свадьбу - драгоценности, часы, платья и т.д. В принципе, в возрасте 12-13 лет девочки были способны оценить стоимость того или иного подарка и начинали чувствовать себя невестами. Возможно, через несколько лет они будут сидеть в гостинной, опять же в белоснежном платье, и принимать корзины с подарками от гостей на свадьбе.  Как говорили в те времена, вся жизнь девочки разворачивается между фатой для причастия и свадебной фатой. Но снижая возраст для причастников, Церковь хотела хотя бы частично искоренить материализм. Ведь семилетней девочке не подаришь то же самое, что и 13летней.

Писассо, Первое Причастие.






2. Монастырь.

К сожалению, про обычай надевать свадебное платье вступая в монастырь мне известно меньше. Тем не менее, такой обычай существовал, по крайней мере у кармелиток, и в нем нет ничего странного. Ведь когда девушка принимает постриг, она становится невестой Христа, а следовательно свадебное платье вполне соотвествует случаю.

Вот так Св. Тереза Младенца Иисуса описыват подготовку к обетам. Когда она упоминает платье, он говорит скорее фигурально, подразумевая белые одежды и т.д. Тем не менее, вполне вероятно что она действительно надевала белое платье, как девушка на картине Rougeron.

Тем временем Пресвятая Богородица помогала мне шить платье к свадьбе, и как только оно было готово, препятствия отпали сами собой. Монсеньор прислал разрешение, о котором я ходатайствовала, сестры согласились принять меня, и принесение обетов было назначено на 8 сентября. (...) Подвенечное платье было готово. Его украшали драгоценности, подаренные ранее моим Женихом, но для Его щедрости этого было недостаточно. Ему было угодно подарить мне новый бриллиант с бесчисленными гранями.


Не ограничиваясь только платьем, Св. Тереза составляет шутливое свадебное приглашение ( в чувстве юмора ей не откажешь).  Хотя она наверняка здорово повесилилась, когда его писала, но тем не менее это приглашение показывает отношение Терезы к происходящему - для нее это радостный союз с Богом.

«Приглашение на бракосочетание сестры Терезы Младенца Иисуса и Святого Лика.

Господь Бог Вседержитель, Творец неба и земли, Верховный Владыка мира и Преславная Дева Мария, Царица небесного Двора, благоволят уведомить вас о бракосочетании Их августейшего Сына Иисуса, Царя царствующих и Господа господствующих, с девицей Терезой Мартен, ныне Дамой и Принцессой царств, принесенных ей в дар Божественным Женихом, а именно: Младенчества Иисуса и Его Страстей, откуда и взят ее титул: Младенца Иисуса и Святого Лика.

Господин Людовик Мартен, владыка поместий Страдания и Уничижения, и госпожа Мартен, принцесса и благородная дама небесного Двора, благоволят уведомить вас о бракосочетании их дочери Терезы с Иисусом, Словом Божиим, вторым Лицом Пресвятой Троицы, ставшим при содействии Святого Духа Человеком и Сыном Девы Марии, Царицы Небесной.

Не имея возможности пригласить вас на торжественное бракосочетание, назначенное на 8 сентября 1890 года на горе Кармель (допущен только небесный двор), вас просят пожаловать на повторное празднование бракосочетания, которое состоится Завтра, в день Вечности, когда Иисус, Сын Божий, придет на облаках небесных в сиянии Своей славы судить живых и мертвых.

Ввиду того что час еще не известен, вас приглашают быть готовыми и бодрствовать».


Jules James Rougeron, A Carmelite Takes the Habit.


Современная монахиня приносит обеты.



3. Смерть

Насколько я понимаю, в 19м веке умерших девушек (особенно девственниц) хоронили в свадебном платье. Информации по этому пункту мне найти не удалось, но быть может кто-нибудь со мной поделится. А пока что вывешу фотографию самой симпатичной мертвой девушки в свадебном платье.

Tags: saint teresa, wedding dresses
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →