b_a_n_s_h_e_e (b_a_n_s_h_e_e) wrote,
b_a_n_s_h_e_e
b_a_n_s_h_e_e

История одного хеппиэнда

Джозеф Ноэль Патон известен в основном картинами, изображающими фей, но есть у него сюжеты и посерьезней. Например, In Memoriam посвящена жертвам резни в Канпуре, произошедшей в 1857 году. Этот эпизод восстания сипаев вкратце можно описать так: после трехнедельной осады, англичане, находившиеся в Канпуре, сдались на милость Наны Сахиба, предводителя восставших сипаев. В обмен на капитуляцию англичанам разрешили покинуть город и на корбалях отплыть в Аллахабад. Тем более, что помимо мужчин в городе находились женщины и дети. К сожалению, этот план потерпел крушение. Когда англичане взошли на борт кораблей, началась стрельба. Историки так и не пришли к общему мнению относительно того, чья же сторона открыла огонь первой. В любом случае, мужчины были перебиты, а женщин и детей взяли в заложники и разместили на вилле Биби-Гхар (Дамский Дом) в Канпуре. Было их около 200 человек. Изначально планировалось использовать заложников для переговоров с противником, но когда эта стратегия не удалась, женщин и детей перебили - согласно одной версии,  без согласия Наны Сахиба, согласно другой - по его приказу. Здесь историки тоже не сходятся во мнении.  Сами сипаи наотрез отказались убивать несчастных, которые забарикадировались на вилле, и тогда командование восставших подрядило для этой цели нескольких мясников (в прямом и пересносном смысле), которые и довели дело до конца. Это происшествие вызвало волну возмущения в Англии. Резня была устроена 15 июля, но уже 16го английские войска заняли город и жестоко расправились как с виновными, так и с местными населением, не принимавшим участие в кровавой вакханалии.

Подробнее про Канпур можно прочесть по этой ссылке - спасибо antoin




Joseph Noel Paton, In Memoriam.


Свою картину Патон написал в 1858 году, когда те жуткие события были у всех на слуху. Естественно, критики встретили его картину неоднозначно. Одно дело изображать изнасилование, скажем, той же мифической Кассандры и другое дело - рисовать вполне респектабельных современниц, ожидающих подобной участи.


Solomon J. Solomon, Ajax and Cassandra

Например, журнал Illustrated London News заявил протест против такого выбора сюжета. По мнению критика, ничто не могло оправдать желание художника вызвать воспоминания о том кошмаре. Другие же критики приняли картину на ура, отмечая как внимание художника к деталям, так деликатное обращение с самим сюжетом.

Но где же обещанный хеппи энд, спросите вы? Посмотрите в верхний левый угол картины, где изображена распахнутая дверь. Изначально за ней маячили убийцы. Но картина Патона так сильно впечатлила его современников, что после выставки художнику пришлось заменить убийц на спасителей в шотландских мундирах. Теперь получалось, что женщина зря с таким ужасом смотрят на дверь - на самом деле, их пришли вызволять из тюрьмы. Это изменение получило горячую поддержку как публики, так и самой королевы Виктории. Ах, если бы историю можно было изменить несколькими взмахами кисти!

Отсюда мораль: фанфики пользовались популярностью во все времена.
Tags: art, victorian
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments