b_a_n_s_h_e_e (b_a_n_s_h_e_e) wrote,
b_a_n_s_h_e_e
b_a_n_s_h_e_e

Подменыши

И снова о подменышах (в продолжение предыдущего поста). Этот рисунок Артура Рэкхема, на самом деле, имеет лишь отдаленное отношение к тому, о чем я собираюсь рассказать. Уж слишком тут все мило и совсем не страшно. В реальности, истории о подменышах - точнее, о детях, которых сочли подменышами - оказываются гораздо мрачнее. Вкоторый раз страшилка для крепких духом - оподменышах и о жестоком обращении с детьми.





Английский фольклор изобилует упоминаниями о подменышах, которых фейри оставляют вместо похищенных детей. В некоторых случаях, это был деревянный чурбан, которому фейри с помощью магии придали форму младенца. Однако гораздо чаще подменыш был живым существом, пускай и не человеческим. Им мог оказаться как младенец фейри, так и престарелое существо, которому соплеменники постарались обеспечить достойную старость. Считалось, что посредством жестокого обращения с подменышем можно вынудить фейри забрать своего нахлебника и вернуть украденное дитя. В ход шли любые средства — подменышей окунали в ледяную воду, прижигали раскаленной кочергой, совали в печь, секли крапивой, швыряли на навозную кучу. Впрочем, бытовали и более щадящие способы. Подменыша можно было обхитрить, заставив его выдать свой настоящий возраст. В сказках распространен следующий сюжет: мать собирает яичную скорлупу и бросает ее в котелок с кипящей водой. Пока она помешивает это странное варево, подменыша снедает любопытство. Наконец из колыбели раздается голосок: «Матушка, что ты делаешь?» «Варю пиво из яичной скорлупы,» отвечает женщина. Тут уж фейри не может сдержать удивленный возглас. «Сотни лет живу я на свете, а ни разу не видал пива из яичной скорлупы!» восклицает подменыш. Проболтавшись, он исчезает, а вместо него в колыбели появляется украденный младенец.

В Англии 19го века, поверья о подменышах нередко определяли отношение родителей к их отпрыскам, которые по тем или иным причинам отличались от других детей. Жертвами суеверий зачастую становились дети-инвалиды. Методы борьбы с подменышами встречались не только в сказках, но, к сожалению, и в повседневной жизни. Время от времени в газетах появлялись заметки о жестоком обращении с детьми, которых посчитали подменышами. В 1826 году, ирландка Энн Рош утопила четырехлетнего Майкла, который не мог двигаться и разговаривать. Бабушка мальчика велела Энн три раза окунуть его реку, чтобы вынудить фейри вернуть «настоящего» ребенка. В июле 1843 года Джона Тревельяна из Пензанса (Корнуолл) обвинили в издевательствах над своим сынишкой. Пятнадцатимесячного малыша морили голодом и избивали, а в Сочельник внесли на мороз на два с половиной часа. Как объяснили родители, ребенка считали подменышем, так что и обращались с ним в соответствии с фольклорными предписаниями. Дело закрыли за недостатком улик. Двумя годами позже, в глостерширской деревушке Уик маленькую девочку посадили в корзину с щепками и держали над огнем, пока щепки не вспыхнули. В этом случае, девочка выжила, однако подобное испытание, проведенное в Уэльсе в 1857 году, закончилось смертью ребенка. Одним из лучших средств от подменышей считалась наперстянка, которую английский фольклор так или иначе связывает с фейри. Несчастных детей пичкали отваром наперстянки, что нередко приводило к летальным случаям. Подобные происшествия были не редкостью и во второй половине столетия. В 1884 году, две жительницы ирландского городка Клонмел ( того самого, неподалеку от которого сожгли Бриджет Клири) дождались, пока их соседка выйдет из дома, чтобы провести обряд изгнания подменыша с ее сыном. У трехлетнего Филиппа Диллона были парализованы конечности, но женщины сочли его волшебным самозванцем. Чтобы вернуть настоящее дитя, они положили раздетого малыша на раскаленную лопату. В результате, мальчик получил обширные ожоги, а обе «благодетельницы» пошли под суд.

В сказке Редьярда Киплинга «Пак с Волшебных Холмов,» Пак с негодованием отзывается о людях, которые используют истории о подменышах как предлог для своей жестокости: «...Родители сами плохо заботятся о своем ребенке, а потом сваливают вину на кого-то. Отсюда и идут разговоры о похищенных и подброшенных детях. Не верьте им. Будь моя воля, я посадил бы таких родителей на телегу и погонял бы их как следует по ухабам.» Что тут скажешь? С ним можно только согласится.

Источник информации
Carole Silver, Strange and Secret People
Tags: children, cruel and usual, fairy, folklore, scary stuff
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 87 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →