b_a_n_s_h_e_e (b_a_n_s_h_e_e) wrote,
b_a_n_s_h_e_e
b_a_n_s_h_e_e

На время я оставляю суеверия английские и с головой погружаюсь в русские. Самые колоритные (на мой извратный вкус) буду копировать сюда, чтоб на память. Кстати, я искренне восхищаюсь народной фантазией, так что комментарии вроде "ну тупыыые, как они во все это верили, придурки" абсолютно не приветствую. А тех, кто сочинял суеверия и верил в них, считаю креативным классом. Потому что до такого фиг додумаешься.

На этот раз несколько экземпляров из "Абевеги русских суеверий" Чулкова (1786). Очень рекомендую ознакомиться, вещь интереснейшая и язык такой вкусный. В частности, там есть статья про свадьбы вообще и про малороссийские в частности. Вот эти обряды поразили меня особенно. Ну, про то что невесту стегали плеткой мы еще из "Петра Первого" знаем, но тут свадьба отличается особой жестокостью и вообще напоминает шоу "Остаться в живых". Горящая солома чего стоит.

По выезде из невестина дома, стегает жених ее несколько раз плетью, и говорит: покидай нравы отца и матери и привыкай к моим. При въезде в женихов дом, в воротах зажигается куль соломы, чрез который должны все переехать. По ужине пришед на подклеть невеста разувает жениха, который бьет ее голенищем, и она получает лежащие в в сапогах деньги. Ежели невеста сохранила свое девство, то все гости идут в дом ее отца, и с радости бьют у него окна, ломают печи, лавки, столы, стулья, и все что ни попадется, за что отец не токмо не досадует, но ее и дарит их. Потом взяв невестин красный передник, по их запаску, привязывают на высокий шест, и выставляют у ворот на целый день в знак целомудрия невестина. По отпраздновании у всех, приходят опять в дом жениха, где свекор взявши палку, тычет ею в глаза невестке, спрашивая у нее, не слепа ли она, в потом подчивает горелкою.

Но Чулкова возмутил не этот обряд, а другой...



Описав свадебные обряды многих народов, обитающих в России, за нужное нахожу приметить, что нигде невеста входя в женихов дом столь поносима не бывает, кроме города Торопца. Тамо жених и все его домашние нарочно призывают для того девок, которые при входе ее от отца в дом женихов, стоя на крыльце, поют между прочим: нам чильбы Василисчишка во трех шубах, ажно она беременна, ты несешь ли люлечку, ты ведешь ли нянечку. Оглянись-ко ты назад, полюбовники стоят, да по грамотке держат. Сие мне кажется, ни увеселения, ни чести, ни жениху, ни невесте не приносит.


Чулков упоминает гадание на воров, похожие на английские - с ситом и с псалтырем (т.е. если эти предметы задрожат при упоминании вора или когда он пройдет рядом, то понятно, на кого думать). Но у Чулкова есть и более колоритные примеры:

Еще берут ружье и зарядив его пулею или дробью, и взведя курок кладут на стол, и велят всем своим людям целовать его в дуло, веря точно, что когда станет целовать вор, то курок сам спустится, и ружье выстрелив убьет его, яко виновнаго.

Парочка элегантных методов излечения:

Если кто из малолетних крепко спящий испускает урину на постелю, то того секут голенищем, веря, что оное к прекращению того великую имеет силу.

Ежели спящему на поле, когда грезилось, что он пил весьма студеную воду, если ему тошнится по утрам, ежели мерещится, что у него в животе ворочается или раздувается живот, то никто уже не смеет сумневаться, что у него в желудке обитает змея. Такого поят парным или наговоренным коровьим молоком, смешанным с конопляным маслом столько, сколько желудок его вместить может, потом привязывают его за ноги в жарко натопленной бане, и держат до тех пор, пока не вырвет из него, как говорят черенки, с которою рвотою, по уверению их, и змея выходит.



Опять же, суеверие с жабьей косточкой бытовало в Англии, где его использовали как для привлечения девиц, так и для обретения силы над лошадями. Но англичане обходились без бурака, а ведь совсем не то без него, без бурака-то!

Должно найти пару лягушек совокупившихся, положа их в бурак, и наделав на оном дырок, бросить в муравейник, и бежать от оного не оглядываясь, ибо произойдет великий крик от демонов, которые будут просить, чтоб оглянулся, и когда оглянешься, то будешь в добычу дьяволам. Пришед чрез три дни, должно бурак вынять, в котором найдешь уже одни кости, между которыми будет вилочка и крючечик. Сия вилка и крючок имеют великую силу в чародействе, когда захочешь, чтобы женщина тебя любила, то неприметно ей потяни крючечком за ее платье, тогда она по тебе изсохнет; а когда больше для тебя она будет уже не надобна, то также неприметно ей отпехни тою вилочкою, то она в одну минуту тебя забудет.


Этот подвид лешего напоминает шотландскую бан-ни (bean nighe) - нечто вроде баньши, но с длинными отвисшими грудями. Если у кого-то хватит смелости схватить бан-ни за грудь и пососать, он может назваться ее молочным сыном и требовать от бан-ни помощь. С лешим это не прокатит.

Алида, так называют вотяки лешего, и уверяют, что он имеет одну только и ту наизворот ногу, один большой глаз и превеликую титьку, которую втискивает людям в рот, и тем их задушивает.


Та же тема, что и в английский суевериях, только упоминаний лысой лошади  я там не находила. Но понятно, что встреча с лысой лошадью добра не сулит. Надо проверить счетчик Гейгера.

Когда покойник, поп или монах, монахиня, женщина, девица, свинья или лысая лошадь на встречу попадутся первые, то в тот день успеха в делах ожидать не должно. 


И специально для gipsylilya:)))

Обморочить, сие называется то, что ежели кто представит вещь иною, нежели она в самом деле есть: цыганки ходя по крестьянским домам ворожат, и когда заметят, что у которой крестьянки в коробке деньги, то оборачивают их мертвыми мышами, или крестьянке так они видятся, от которых цыганка ее избавляет, и взяв деньги под видом мышей, уходит.

Tags: folklore
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 85 comments