b_a_n_s_h_e_e (b_a_n_s_h_e_e) wrote,
b_a_n_s_h_e_e
b_a_n_s_h_e_e

О бедном турнюре замолвите слово...

Турнюр наравне с корсетом является, наверное, самой узнаваемой деталью викторианского силуэта. О корсете мы знаем намного больше чем о турнюре, хотя бы потому, что корсеты в фанфиках трещат с завидным постоянством. С турнуром же дело обстоит сложнее, ибо порвать его
а) довольно затруднительно
б) совершенно бесполезное занятие, которое вряд ли поднимет статус в глазах подруги.
Поэтому эта загадочная деталь туалета не получает того внимания которого она, без сомнения, заслуживает. Чтобы рассеять дебри турнюрного невежества, мы решили взять интервью у женщины, которая не только обладает голосом ангела, снискавшим громогласные овации всей Европы, но и прекрасно разбирается в моде. Итак, сегодня на наши вопросы о турнюре отвечает сама примадонна Опера Популер, насравненная Карлотта Гуидичелли.

К *расплываясь в кокетливой улыбке*: Чао, дамы и господа! Только я не иметь много времени, у меня скоро репетиция, си!

Б: Тогда мы постараемся как можно эффективней распорядится вашим драгоценным временем, сеньора. Для начала, расскажите нам, что же это за зверь такой – турнюр.

К: О, я мочь конечно! Говоря научным языком, турнюр это *читает по бумажке* приспособление в виде подушечки или сборчатой накладки, располагавшееся чуть ниже талии на заднем полотнище нижней части юбки, что формировало характерный силуэт с нарочито выпуклой нижней частью тела. Носится он чтобы эта самая юбка не волочилась по земле. По-французски он так и назвается - tournure - хотя англичане еще называют его bustle. Но они считают что французское слово красивше...эм... красивее, поэтому предпочитают все же “турнюр.” Это не так режет их благонамеренные уши. Еще за Ла Маншем его величают Grecian curb – “греческий изгиб” - право же, там люди очень изобретальны на эвфемизмы. Вы только вообразите, они даже называют панталоны unmentionables! Хотела бы я знать, как это звучит на человеческом языке - “неупомянашки”?

Б: Сеньора, мы слегка отклонились от темы. Расскажите нам, пожалуйста, об истории турнюра.

К: О, с большой удовольствией! Началось все с того, что в 60х годах – тогда я была еще совсем юной девочкой – ширина кринолинов достигла своего предела, и дальше двигаться было некуда, иначе пришлось бы расширять двери в каждом доме. Когда дамы поняли, что все - приехали, то пригорюнились, но ненадолго. Вскоре они переключили внимание на...хммм... на заднюю часть платья. Складки стали драпировать сзади, закрепляя их с помощью ленточек и булавок. Чтобы придать платью изящную форму, модницы носили crinolinette со стальной рамой – вот как на картинке.

Image hosting by Photobucket

Image hosting by Photobucket


Но к началу 70х такие кринолины почили в бозе и наступил первый период турнюров. В принципе, я этому даже рада, ведь кринолины, при всех их обширных -хихи! - достоинствах, серьезно затрудняли движение. В них довольно проблематично лазить по подземельям, прыгать с движущихся поездов, а о воровстве яблок в чужих садах можно было смело забыть – в кринолине не влезешь ни на один забор, а если и влезешь, то обязательно зацепишься и будешь висеть до прихода сторожа, как несезонная елочная игрушка! О си, турнюр гораздо лучше!

Б: Сеньора, вы упомянули первый период турнюров. Их что, было несколько?

К: О си, их было две штуки. Первый период длился с примерно с 1869 по 1876, второй – с 1883 по 1889. Каждому периоду соответствовал свой фасон турнюров. Итак, рассмотрим каждый в отдельности. Для первого периода присущи более пышные юбки – складки на подоле и на этакий “эффект фартука.” Турнюр в эти золотые дни напомнимал подушечку с рюшками и крепился к талии на завязках.
Image hosting by Photobucket
Силуэт 72 года

Image hosting by Photobucket
Турнюр

Image hosting by Photobucket
Турнюр


Потом в 75 – 83 году турнюр пошел на спад, потому что в моду вошел узкий силуэт. Широкие бедра – а име-но этот эффект создавал турнюр – были не в почете, поэтому вместо турнюра платье поддерживала узкая нижняя юбка с длинным шлейфом. Ходить в ней было сущее мучение, ибо приходилось передвигаться мышиными шагами, причем кто-нибудь обязательно норовил или наступить мне на шлейф, или зажать его в дверях. О си, у нашего Призрака те еще забавы!

Image hosting by Photobucket
Силуэт 76 года

Image hosting by Photobucket
Нижняя юбка

Б: Сеньора Гуидичелли, расскажите теперь про второй период турнюров. Ведь, как я понимаю, они все же вернулись.

К: Ого, еще как вернулись! Влетели на небосклон моды подобно метеорам. В 1881-83 годах появился новый стиль турнюра, причем портные, которые его выдумали, явно начитались мифов про кентавров. Потому что как еще им пришел в голову такой фасон, я ума не приложу! Новый турнюр состоял из набитой соломой подушечки прикрепленной к нескольким стальным полу-окружностям. Вся эта кострукция потом крепилась под юбку.

Image hosting by Photobucket
Турнур образца 81 года

Image hosting by Photobucket
Помимо таких устражающих конструкций, во втором периоде встречаются модели на проволоке.



Брр, ужас, казалось что у женщины ссзади расположен лошадиный круп или – пардон – что у нее под юбкой находится кто-то невысокий... хмм... ну ладно. Этот фасон – хвала всем святым! – не продержался во Франции слишком долго, хотя его можно увидеть, например, на картине, Сёра “Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт.” Слыхали про такого художника, он еще точечками рисовал?

Б: Сеньора, я стоя аплодирую вашей эрудиции!

К: Grazie!

Image hosting by Photobucket
Деталь картины Ж. Сёра “Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт.”

Б: Итак, насколько я поняла, силуэты обоих периодов значительно отличаются друг от друга. Может быть, вы расскажите и про другие характеристики, которые присущи первому и второму периоду турнюра?

К: Харак-чево? Хмм, ну дайте подумать. Ах да, прически дам различались довольно сильно. Первому периоду присущи длинные завитые локоны, ниспадающие по спине. Как и платья, прически тогда были гораздо пышнее и замысловатей. Тогда, кстати, лихо шла торговля искусственными волосами – если на голове три куцые волосины, а мода требует роскошную гриву, то волей-неволей приходится покупать парик. *читает по бумажке* Согласно статистике, во Франции в 1871 году было продано 51 816 кг волос, а в 73 - 102 900 кг. Правда, в 76 году The Englishwoman's Domestic Magazine сказал громкое “фи!” по поводу париков – наверняка, логика была такая что джентельмены, глядя на леди в парике, задумаются что еще у нее не свое. Во втором периоде турнюра волосы собирали в высокие гладкие прически с тугими завитками. Возни с ними, надо заметить, было не мало.

Image hosting by Photobucket
Первый период

Image hosting by Photobucket
Второй период

Б: Ой как интересно. И когда же турнюр...

К: ... накрылся медным тазом?

Б: Да.

К: В начале 1890х. В 93 году эта была всего лишь маааленькая подушечка. Такова краткая история турнюра.

Б: Сеньора Гуидичелли, примите нашу бесконечную благодарность! Без вас мы бродили бы в дебрях глубочайшего невежества, мечтая узнать побольше об этом занимательном артефакте. *протягивает примадонне огромную корзину бархатистых роз*

К: О, я ваша покорная слуга!

Б *передает ей одну алую розу* Передайте это, пожалуйста, мадемуазель Дае, в прошлый раз она очень выручила нас с нижним бельем.


К *меняется в лице и уходит, на прощанье оглушительно хлопнув дверью*

Б: Я надеюсь, дамы и господа, что наше маленькое интервью было для вас познавательным. До встречи!

Материалы
http://encycl.accoona.ru/?id=64481
http://www.fashion-era.com/bustles.htm
http://www.fashion-era.com/crinolines.htm#The%20Tournure
http://www.fashion-era.com/mid-late_victorian_fashion.htm#The%20New%20Hard%20Bustle%20Of%201883
http://www.tudorlinks.com/treasury/articles/viewvictunder2.html
http://en.wikipedia.org/wiki/Bustle
Tags: bustle, fashion
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments