b_a_n_s_h_e_e (b_a_n_s_h_e_e) wrote,
b_a_n_s_h_e_e
b_a_n_s_h_e_e

Categories:
  • Music:

Elisabeth - Последние годы и смерть Рудольфа

Уффф, наконец-то дописала про Майерлинг. Невеселый сюжет, поэтому писать про него непросто. Естественно, описание получилось схематичным, всех подробностей я запихать сюда не смогла.  Дополнения, пожалуйста, оставляйте в комментариях, я охотно поговорю на эту тему.

Кстати, если помните, я вывешивала фотографию дамы, возраст которой нужно было угадать?  Вот ответ - это Мария Вечера, и на том фото ей лет 15 - 16.

А вообще мне осталось написать 2 статьи про Элизабет, и я перестану грузить вас Габсбургами.

Rudolf, wo bist du?

Жизнь крон-принца Рудольфа не была ложем из роз. Но именно в конце 1880х годов все стало по-настоящему плохо. Неприятности осаждали его со всех сторон. В 1886м Рудольф заболел гонореей и теперь постоянно мучился болями в суставах. Мигрени, от которых он страдал с детства, донимали еще хуже, и в придачу ко всем этим хворям у крон-принца начало ухудшаться зрение. Чтобы справится с болью, он начал принимать морфий (об этом он сам упоминает в письмах к жене). Прежде вежливый с подчиненными, Рудольф стал срываться, вспышки гнева становились частью его характера. Крон-принца удручал и тот факт, что из-за проблем со здоровьем ему все трудней становилось предаваться любимому занятию - охоте. Зимой 1888 года произошел инцидент, который лишь подтвердил этот факт - Рудольф чуть было не застрелил родного отца. Случилось это так - охота походила к концу когда крон-принц заметил стадо оленей. Крон-принц выстрелил, но увы, не рассчитал расстояния, и чуть было не попал в императора, находившегося неподалеку. Один из егерей выставил вперед руку,надеясь остановить Рудольфа, и этот жест спас Францу Иосифу жизнь. Пуля попала в руку, раздробила кости, в результате чего карьера егеря была закончена. С тех пор Франц Иосиф старался встречаться с сыном наедине как можно реже, а то мало ли что ему снова в голову взбредет.

Это, впрочем, был не единственный конфликт между императором и наследником. Франц Иосиф стремился держать Рудольфа вдали от дел, несмотря на то что крон-принц интересовался политикой, хотел и мог принести пользу. Наконец и у императора что-то екнуло - нельзя же так, Рудольф уже взрослый мальчик - и он назначил сына генеральным инспектором пехотных войск. Хотя это звание и было весьма почетным и ответственным, император по-прежнему не воспринимал сына в серьез. На важные военные советы его не приглашали. Но настоящий подзатыльник принцу отвесил кайзер Вильгельм, когда приехал с визитом осенью 1888го. Отношения Рудольфа и "Вилли" были прохладными как арктическая зима. Вильгельм терпеть не могу Рудольфа из-за его скептического отношения к церкви, а Рудольфа передергивало от одной мысли о немецком коллеге. В 13 лет он даже написал стихотворение о том, как было бы хорошо, если бы Бог покарал Гогенцоллернов, которые уже всех достали. По прибытии в Вену, Вильгельм сделал все возможное чтобы выставить Рудольфа полным идиотом и неудачником, неспособным руководить армией. Проиллюстрирую эту ситуацию на бытовом примере - представьте, что к вам в гости заявилась нелюбимая родня, которая теперь прохаживается по квартире, критикуя все от новых обоев до поведения вашего хомяка. И так с утра до вечера. 10 дней! Поневоле завоешь. Но Вильгельм на этом не остановился - вернувшись на родину, он отправил Францу Иосифу письмо, в котором потребовал чтобы император снял Рудольфа с поста генерального инспектора, ради сохранения союза Австрии и Германии. Несмотря на то, что крон-принца с детства приучили повиноваться императору, на этот раз он послал папу куда подальше и уходить с поста отказался. Во время разборок между отцом и сыном Элизабет была в Греции и ей, как обычно, не было не малейшего дела до того, что же в родном доме происходит.

Как можно заметить, и в семейной, и в политической жизни Рудольфа происходил кризис. Подлил масла в огонь еще вот какой пренеприятный эпизод - поздней осенью 1887 года эрцгерцоги Франц Фердинанд и Отто вместе со свитой скакали в пригороде Вены. Внезапно они заметили похоронную процессию и не нашли лучшего развлечения, чем пришпорить коней и перепрыгнуть через гроб. По одной версии, Рудольф тоже был с ними. Так это или нет я не знаю, но сплетни связали его имя с этим происшествием. А член парламента, некий Энгельберт Пернерштофер, прошелся по этому инциденту во время заседания, в результате чего у остальных членов парламента сложилось впечатление, что именно Рудольф и прыгал через гроб. Узнав про эти слухи, Рудольф повел себя довольно  неадекватно - попросил чтобы несколько офицеров явились домой к злосчастному Пернерштоферу и отстегали его плетьми. Что и было сделано. Ибо нефиг критиковать императорскую семью. Это происшествие, конечно, не могло не отразится на имидже крон-принца.

Начиная с лета 1888го года, Рудольф задумывался о самоубийстве, причем именно двойном самоубийстве. С такими идеями ему бы в Японию поехать, потому что в Австрии единомышленников у него было немного. Он предложил идею нескольким друзьям, но те отказались. Потому наступил черед Мицци, но она не просто отказалась, а в ужасе побежала к начальнику полиции Краусу, надеясь что тот может повлиять на принца (как, интересно?) Но Краус лишь велел ей держать язык за зубами. В конце концов, в ноябре 1888го, Рудольф нашел то что искал. А именно Марию Вечеру.

Про эту темную лошадку венцы узнали только в последние недели ее жизни. Они могли смело задать вопрос - Who is Mr. Putin? Who is Miss Vecsera? Мнения о ней разделяются - кто-то считает ее романтической девушкой, принесшей себя в жертву любви, кто-то вредной стервочкой, которая и Лолитой пол вымоет. В любом случае, факты гласят что Мария Вечера была дочерью Альбина Вечеры и Элен Балтацци. Семья была богатой но не знатной, поэтому баронесса Элен  Вечера задалась целью во что бы то ни стало пробраться в высший свет. Интересно, что мать Марии Вечеры во всю кокетничала с Рудольфом когда тому был 21 год, а ей - 32. Крон-принц был от этой затеи не в восторге - кто бы мог подумать, что через годы дочка пойдет по следам матери! Сама Мария увлекалась в основном скачками и платьями. В 15 лет она посетила отца в Каире, где, согласно воспоминаниям Мари Лариш, вовсю крутила роман с каким-то англичанином.

По возвращению домой, "пришла пора, она влюбилась" (с) . И ни в кого иного, как в Рудольфа. В принципе, кто постеры поп-звезд на стену вешает, кто в крон-принцев влюбляется - чего только не сделаешь, когда гормоны играют. Так и сохла бы 17летняя Мария Вечера от несчастной любви, если бы

а) у нее не было денег
б) рядом не бродила Мари Лариш, которой деньги всегда были нужны

Мари Лариш, кузина Рудольфа, была дамой, моральными принципами не отягощенной. Впоследствии она написала мемуары, где прошлась по всей семейке Габсбургов, наступила на все любимые мозоли, в результате чего ей было запрещено появляться при дворе. Существует версия, что Мари Лариш была любовницей Рудольфа, и познакомила его с Марией Вечерой чтобы сделать ему приятное. Эта версия уж слишком напоминает "Опасные Связи", скорее всего Лариш согласилась познакомить Вечеру с Рудольфом из-за денег. Мария встречалась с крон-принцем несколько раз в Гофбурге, и несколько раз они выезжали вместе. Тремя месяцами спустя события развивались приблизительно так.

25 января 1889 года
Мария Вечера и ее компаньонка идут к гадалке, которая предсказывает Марии что-то настолько неприятное, что компаньонка слетает с катушек

26 января
Компаньонка рассказывает Элен, что почти неделей раньше Мария купила золотой портсигар, но умоляла ничего не говорить матери. Тогда компаньонка решила что это был подарок старшей Вечере, но теперь у нее закрались сомнения. Когда Элен пытается заговорить об этом происшествии с Марией, у той начинается истерика. Несмотря на все дочкины слезы, Элен заставляет ее открыть шкатулку, в которой и находит стальной портсигар с инициалами и гербом Рудольфа (за что купила за то и продаю, у Listowel написано что портсигар был стальной а не серебряный - может быть, у него деньги к тому моменту закончились?) Мария объясняет матери, что стальной портсигар ей подарила Лариш, которая выпросила его крон-принца, зная как Мария его обожает. Мари Лариш подтверждает слова девушки - "Да какие проблемы, у него портсигаров как грязи, одним больше, одним меньше" Так же она обещает, что попросит Рудольфа вернуть золотой портсигар, который Мария якобы отправила ему через посыльного, хотя на самом деле вручила лично. (вообще золотой портсигар в обмен на стальной - уж больно неравноценно получается.)

27 января
Франц Иосиф вызывает Рудольфа на пропесочку, говорит, что с Марией Вечерой ему нужно порвать раз и навсегда. Ходили слухи, что он даже подавал прошение о разводе и собирался жениться на молодой любовнице. Крон-принц обещает прервать отношения, но хочет увидеть Марию в последний раз, на что отец соглашается. Элизабет тоже обеспокоена отношениями Рудольфа и Вечеры, но опять же не хочет пообщатьсяс сыном.
Эту ночь Рудольф проводит с Мицци, что, конечно, вносит диссонанс в красивую историю любви.

28 января
Лариш и Вечера отправляются по магазинам. Когда Лариш заходит к ювелиру, а Мария остается в экипаже одна, она тут же убегает, берет другой экипаж до гостиницы, где встречается с крон-принцем, и его кучер Братфиш везет их в охотничий дом в Майерлинге. Вернувшись из магазина, Лариш находит записку, в которой Мария утверждает, что собирается покончить с собой. Когда она показывает записку Элен, сопровождая ее таким комментарием, что, мол, фигня все это, побалуется девочка и вернется, у старшей Вечеры начинается истерика. Она немедленно связывается произошедшее с Рудольфом, но Лариш успокаивает ее, говоря что сама со всем разберется. После она едет к начальнику полиции и говорит ему, что у Марри просто такие приколы, а на самом деле она сбежала с Рудольфом, с котором давно уже живет. Меньше всего Краус хотел быть втянутым в королевский секс-скандал, поэтому он всего лишь заявил, чтобы Элен подала в розыск. К этому моменту до Лариш начало доходить, что дела, похоже, гораздо серьезней чем она предполагала, а сама она завязла в скандале по самые уши. Поэтому она тут же делает ноги из Вены.
Элен Вечера подает заявления в полицию.

29 января
Прежде чем начать розыск, Краус обращается к премьер-министру Таафе за официальным разрешением. То ли потому что Таафе Рудольфа на дух не выносил, то ли потому что у Элен Вечеры репутация была еще та, но разрешения премьер министр не дает.

Рудольф и Мария проводят время в Майерлинге, причем Мария все это время остается в его комнате, так что граф Иосиф Хойос (Hoyos) и принц Филипп Кобург, которые тоже приехали поохотится в Майерлинг, даже и не подозревают о ее присутствии. В этот день Рудольф должен был побывать на обеде по поводу помолвки его сестры Валери, но он отправляет Стефании телеграмму, в которой сообщает что приехать не может (вообще, удивительных размеров свинью он подложил сестре, такое устроить в день ее помолвки!) Крон-принц простужен, но друзья отмечают его отличное настроение.

Тем временем в Вене Элен Вечера сбилась с ног, потому что от дочери нет никаких вестей. Она просит об интервью с Таафе и умоляет премьер-министра позволить ей встретится с императором. Тот отклоняет просьбу, потому что у Элен нет никаких доказательств. Кроме того, полиция не может просто так нагрянуть на императорские земли! Нужно подождать, может Мария и найдется. Как-нибудь. Сама по себе.

30 января
Ночью 29го декабря Рудольф ушел спать пораньше, напоследок сказав своему камердинеру Лошеку чтобы тот никого не впускал в спальню, будь это даже сам император. Лошек решил, что крон-принц хочет провести прятную ночку с Марией Вечерой. Но каково же было его удивление, когда Рудольф вышел из комнаты в 6:30 утра, одетый в халат, и сказал чтобы Лошек разбудил его ровно через час. Затем он вернулся в спальню, насвистывая, и закрыл за собой дверь, чего обычно не делал.

В 7:30 камердинер постучал в дверь, но ответа не было. Граф Хойос решил, что Рудольфа нужно оставить в покое, пусть выспится. Но в 8 утра эта ситуация стала подозрительной, за закрытой дверью никто не подавал признаков жизни. К тому моменты в Майерлинг вернулся Филипп Кобург, и мужчины решили выломать дверь. Замок не поддавался, поэтому они вынуждены были сломать саму дверную панель. Когда Лошек заглянул в спальню, то закричал от ужаса - на кровати лежали Рудольф и Мария, крон-принц был в крови. Интересно, что первой версией было отравление стрихнином, для которого характерно кровотечение. Граф Хойос помчался в Вену, чтобы сообщить императорской семье о случившейся трагедии.

После небольшого совещания, решено было сообщить императрице первой, что довольно странно, потому что женщин в те годы старались беречь от страшных вестей. Логичнее было бы сообщить сначала Францу Иосифу, чтобы он мог подготовить жену к ужасной новости. В любом случае, в тот момент у Элизабет был урок греческого, и когда заплаканная фрейлина постучалась, сказав что для императрицы есть срочная ноовсть, та лишь сказала, что вестники подождут. Но вестники ждать не стали, а Элизабет вскоре поняла, что произошло действительно что-то очень серьезное.Услышав о смерти сына, якобы от отравления, она разрыдалась, но вскоре взяла себя в руки, успокоила мужа  и отправила его к любовнице, которая могла утешить Франца Иосифа гораздо лучше. Сама же Элизабет позвала Валери, которая, узнав про смерть брата, тут же спросила, уж не покончил ли он с собой.

Но потрясения Элизабет еще не были исчерпаны. Во дворце ее ждала Элен Вечера, которую императрица меньше всего хотела сейчас видеть. Тем не менее, Элизабет, совершенно спокойная, вышла к рыдающей женщине и сказала, что ее дочь мертва. Потом добавила, что ее сын тоже мертв. Вечера упал на колени и, захлебываясь рыданиями, спросила - "Неужели моя дочь это сделала?" (очень странно - и показательно - что ее первая мысль была о том, что ее родная дочь убила Рудольфа.) Императрица погладила женщину по руке и сказала, что отныне и впредь нужно помнить, что Рудольф умер от сердечного приступа.

Именно такую версию императорская семья сообщила в газетах, но шила в мешке не утаишь, информация о том что произошло в Майерлинге вскоре просочилась в прессу. Медицинское обследование, произведенное в тот же день, показало, что ни сердечный приступ, ни яд к делу отношения не имели. Войдя в комнату, врачи обнаружили Рудольфа, сидящего на кровати - он выстрелил себе в голову. На полу валялся револьвер, а на прикроватном столике лежало маленькое зеркало - скорее всего, крон-принц использовал его чтобы прицелится поточнее. Мария Вечера лежала на кровати, на виске у нее виднелось пулевое отверстие. Девушка была полуобнажена, а в руки ей Рудольф вложил розу. Как показало обследование, она умерла за 6 - 8 часов до смерти крон-принца. Выходит, он почти всю ночь просидел в комнате с покойницей? Но почему же он был так спокоен утром и даже насвистывал, возвращаясь к себе? Возможно, застрелив Марию Вечеру, он понял что пути назад уже нет, и эта мысль придавала ему уверенность.

Итак, наиболее распространенная версия событий в Майерлинге, если не ошибаюсь, выглядит так - Рудольф застрелил Марию Вечеру, а наутро покончил с собой. Это не обычное убийство и ни в коем случае не бытовуха. Как бы страшно это не звучало, Мария знала на что идет. О том свидетельствуют ее предсмертные записки. Матери она написала

"Дорогая Мама!
Прости меня за то что я сделала. Я не могу противиться любви. По соглашению с ним, я хочу чтобы нас похоронили рядом на кладбище Алланд. В смерти я счастливей, чем в жизни.
Твоя Мария
P.S. Братфиш насвистывал очень красиво."

Упоминание кучера, который действительно отличался художественным свистом, показывает ее незрелость. То же самое и с просьбой похоронить ее рядом с крон-принцем, императорская семья прежде бы удавилась чем такое допустила. Не вполне понятно, на что именно рассчитывала Мария - что "я умру и посмотрю как вы будете плакать" или же действительно считала, что больше ей жить не зачем, потому что им с Рудольфом никогда не быть вместе. А вот такую записку она оставила Мари Лариш

"Дорогая Мари! Прости меня за все то горе, что я тебе причинила. Благодарю за все что ты сделала для меня. Если тебе станет трудно жить, а я боюсь что так может получится после того что мы сделали, последуй за нами. Это лучшее что ты можешь сделать. Твоя Мария"

Разумеется, Мари Лариш доброму совету последовать не торопилась.

Помимо официальной версии, существовало и существует еще много версий разной степени бредовости. Перечислю их вкратце.

1. Рудольф покончил с собой в приступе депрессии, потому что считал что сходит с ума, как Людвиг Второй.

2. Рудольф был замешан в венгерском заговоре, целью которого было лишить императора престола. Заговор был раскрыт, крон-принц покончил с собой, спасаясь от бесчестия (эта версия отражена в мюзикле)

3. Он не покончил с собой, но был убит, возможно по приказу отца. Об этом знал Таафе, а у его потомков были документы, подтверждающие убийство Рудольфа. Этой версии придерживается Judith Listowel и даже неплохо ее аргументирует.

4. Рудольф покончил с собой не из-за любви, а по политическим причинам. И Мария Вечера вообще была не причем. На самом деле, она не умерла, вместо нее в Майерлинг привезли труп другой девушки, чтобы происшествие походило на любовную трагедию. Поскольку Мария Вечера слишком много знала о политических связях Рудольфа, ее увезли на военном корабле, отправили в Техас, где она вышла замуж за фермера и нарожала кучу детей. Это моя любимая версия, бразильские сериалы умываются завистливыми слезами.

5. Это была "американская дуэль" - так называли самоубийство чтобы сохранить репутацию. Якобы крон-принц соблазнил чью-то жену, потом он и ее муж бросали жребий, и Рудольфу выпал жребий умереть.

6. Крон-принца убил обезумевший лесник, который сначала кастрировал его, а потом застрелил (так, ужастики кому-то больше не показывать)

7. Случайное двойное убийство. Рудольфа и Марию застукал ее дядя, между ними завязалась драка, в результате которой дядя случайно застрелил Марию. Затем он убил крон-принца ударом бутылки по голове.

8. Мария была беременной и они с Рудольфом решили, что лучше умереть чем плодить безотцовщину.

9. И наконец хит сезона! Мария была незаконнорожденной дочерью Франца Иосифа. Ни она, ни Рудольф об этом не подозревали. Но когда император узнал об их отношениях, он поведал сыну страшную тайну. Поняв, что они совершили инцест, Рудольф и Мария покончили с собой напоровшись на меч Гуртанг.

Такие вот версии, одна другой краше. Но появились они чуть позднее, а 30го врачи сообщили императору результаты обследования. Услышав доклад , Франц Иосиф пришел в ярость, потому что наследник католической династии не мог быть самоубийцей. И уж тем более убийцей! Второй удар был нанесен когда выяснилось, что Рудольф, оставивший предсмертные записки матери и жене, не написал отцу ни строчки. Его молчание было пронзительней любого выстрела.

Далее начались проблемы с похоронами. Согласно тогдашнему церковному уставу, самоубийц нельзя было отпевать, но Габсбурги на то и Габсбурги, чтобы им все было можно. Обычно император старался не злоупотреблять своим положением - закон есть закон. Но теперь он как с цепи сорвался и приложил все усилия, чтобы замять происшествие в Майерлинге. Самоубийство Рудольфа списали на временное помешательство. С Марией Вечерой дела обстояли сложнее, но хотя в отчете о ее смерти врачи указали самоубийство, церковные власти все же согласились похоронить ее на католическом кладбище. Существует жутковатое свидетельство о том, как ее тело забирали из Майерлинга - ее дядя Александр Балтацци приехал в Майерлинг с еще одним родственником. Труп Марии Вечеры к тому моменту уже вымыли и одели. Родственники усадили мертвую девушку в экипаж и поддерживали ее с двух сторон - если кто-нибудь заглянул бы в карету, то решил бы будто девушка спит сидя. Так они ехали четыре мили до кладбища.

5 февраля тело Рудольфа было выставлено в гофбургской часовне. Легенда гласит, что Элизабет приехала в часовню ночью, позвала привратника и сказала "Я императрица. Я хочу увидеть моего сына." Несмотря на то, что священник пытался отговорить ее, она отправился в часовню одна. Там она вскрикнула "Рудольф!", затем последовала тишина (поклонники мюзикла знают, с кем Элизабет беседовала в тот момент). Вернувшись из часовни императрица, не говоря ни слова, растворилась в ночи. С тех пор она надевала только черное и часто прикрывала лицо веером - у нее развился нервный тик. Такой ее встречали горожане - дама в черном, бледная, прекрасная и бесконечно далекая.

Здание охотничьего дома Франц Иосиф отдал под монастырь кармелиток, наверное, в надежде что сестры будут молиться за душу его сына. Сейчас в этом здании расположен музей.



"Сладкая парочка" - Рудольф и Вильгельм





Рудольф в венгерской военной форме.






Слева - Мари Лариш, справа - Мария Вечера





Мария Вечера





Мария Вечера




Мария Вечера




Элен Вечера





Братфиш, кучер Рудольфа





Лошек, камердинер Рудольфа




Принц Филипп Кобург




Граф Хойос




Начальник полиции Краус




Александ Балтацци





Майерлинг




Долго думала, выкладывать мне посмертную фотографию Рудольфа или нет. Решила выложить. По-моему, это единственная фотография, где он улыбается и кажется счастливым.
Tags: elizabeth
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →